Наш спонсор - Студия красоты Миладонна: Маникюр в Ульяновске. Качественный маникюр, ресницы и наращивание ногтей в комфортной обстановке. Запись по телефону +7 (8422) 99-94-99 | |||||||||
|
Гендерное воспитания в детском садуАвтор: Курочкина Ирина Владимировна, воспитател В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В научной литературе много пишут о различиях между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональности, мотивации деятельности и поведения. В этой статье мы постараемся раскрыть некоторые вопросы, связанные с гендерным воспитанием и обучением. Так, что же такое «гендер»? И в чем состоит отличие «пола» от «гендера»? Всемирная организация здравоохранения объясняет эти понятия так: «пол» относится к биологическим и физиологическим характеристикам, определяющим мужчин и женщин; «гендер» относится к социально сконструированным ролям, поведению, видам деятельности и свойствам, которые считаются свойственными мужчинам и женщинам. Иными словами: «мужской» и «женский» - это категории пола, а «маскулинный» и «феминный» - это категории гендера. В результате мы можем рассматривать вопросы воспитания и обучения девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Воспитание детей с учетом гендерных особенностей задача сложная, но посильная. Исследования ученых в области психологии и социологии, подтвержденные наблюдениями родителей, воспитателей и педагогов свидетельствуют о том, что особенности половой принадлежности выявляются с самого раннего возраста. Уже в 7-8 месяцев дети начинают различать половую принадлежность «это- дядя, это- тетя». К году жизни, различия в психике мальчиков и девочек, достигает такого уровня, что это проявляется в такой сложной деятельности, как игра. А это значит, что у детей обозначаются пути развития мозга. К двум годам ребенок узнает, что существует два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. Мальчики и девочки 2-3 летнего возраста начинают играть с себе подобными, отдавая предпочтение играм и игрушкам в соответствии с полом: девочки в основном куклам, мягким игрушкам, предметам одежды и домашней утвари, а мальчики – машинкам, конструкторам, заводным игрушкам, а чаще солдатикам и оружию. В три года многие малыши не могут четко «определиться» со своим полом. И если воспитатель попросит мальчиков пригласить на танец девочек, то вместе с мальчиками обязательно встанут несколько девочек, и наоборот. На утреннике детям сложно построиться в две группы: мальчики отдельно, девочки отдельно. В этот период дети начинают изучать себя, сравнивать с другими людьми и начинают осознавать свою половую принадлежность. Если проявления интереса к собственному телу не наблюдается, то возможна задержка психического развития. После четырех лет, и далее до семи лет, начинает формироваться гендерная устойчивость: ребенок осознает, что мальчик будет мужчиной, а девочка – женщиной, независимо от пожелания малыша. Если посмотреть на игры мальчиков и девочек, то мы увидим, что девочкам не нужно большой территории, им достаточно небольшого места в группе или на улице, чтобы долгое время играть, например: в дочки-матери или в «больницу», где они очень серьезно лечат своих пациентов «кукол». Девочки лучше приспособляются к повседневной жизни, они аккуратнее, внимательнее, спокойнее мальчиков. Игра мальчиков рассчитана на освоение территории и исследование различных предметов. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Мальчики испытывают большую, чем девочки, потребность в движении. Правила игры, усвоенные мальчиками в детстве, определяют в дальнейшем их мужской характер. Дети, обычно, не присоединяются в игре к противоположной по полу группе, а лишь наблюдают со стороны. В общих играх, организованных воспитателем, мальчики обычно игнорируют девочек. С одной стороны, важно поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, с другой – важно учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола. Гендерное обучение и воспитание детей является предметом научного исследования во многих странах мира. В результате были получены данные, свидетельствующие о принципиально различных организациях мозга мальчиков и девочек. У мальчиков и девочек – разный мозг, разные уровни активации, разная ассиметрия. Исследования подтверждают различия между полами наряду с физическим, на психическом, когнитивном, поведенческом уровне. Таким образом, зарубежная и отечественная наука обосновала существование различий между полами. На основе научных исследований возникла наука о человеке – гендерология, изучающая проблему гендеров. Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Гендерное развитие детей в детском саду должно быть направленно на то, чтобы гендерная индентичность формировалась у ребенка вовремя и не было подобных несоответствий:
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Поэтому роль воспитателя значительна и главной задачей является: преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. Говоря об актуальности гендерного воспитания, педагогам рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:
Важным условием организации игровой деятельности детей является создание педагогически целесообразной предметной среды для всех видов игр, в которой учитывается своеобразие каждой возрастной группы. В нашем дошкольном учреждении применяются многообразные сюжетно-ролевые игры и ставятся конкретные задачи для разных возрастных групп, среди них сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Шофер», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта», «Школа», «Автобус», «Детский сад». В заключении хочется сказать, что подбор форм, и методов воспитания и обучения требует от педагогов и воспитателей изменения профессиональной позиции, приучает видеть перед собой не просто ребенка, а мальчика или девочку со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дата: 02.07.13 |
R.W.S. Media Group © 2007-2016, Все права защищены |
|
Все материалы, размещенные на сайте взяты из открытых источников, либо с разрешения первоисточников. Если Вы являетесь автором какого-либо материала сайта и более не желаете видеть свой труд опубликованным здесь - сообщите нам и мы удалим этот материал. Если же вы хотите предложить к публикации новые материалы - с удовольствием рассмотрим Ваше предложение.