Наш спонсор - Студия красоты Миладонна: Маникюр в Ульяновске. Качественный маникюр, ресницы и наращивание ногтей в комфортной обстановке.
Запись по телефону +7 (8422) 99-94-99
5 последних статей:
 
5 самых популярных:
 
Рекомендуем:


Быстрая навигация: Все статьи > Планирование беременности

Суррогатное материнство: право на счастье

техника дыхания

Автор: Алёна Жилкина
Источник: http://www.mamakazan.ru

Не секрет, что бесплодие является одним из факторов, ведущих к распаду семей, разводам и личным трагедиям. В России, по некоторым данным, до 15 % супружеских пар детородного возраста, в силу различных причин, не могут иметь детей. Кроме того, нельзя забывать и об одиноких бесплодных женщинах. А ведь возможность иметь детей, безусловно, относится к одному из важнейших прав каждого человека. Задача государства состоит в том, чтобы создать условия для реализации этого права, в том числе и путем создания правового режима для репродуктивной деятельности. В целях частичного разрешения в России проблемы бесплодия, Семейный кодекс РФ допускает возможность существования нескольких методов репродуктивной деятельности, в том числе способа, при котором эмбрион имплантируется в организм так называемой суррогатной матери в целях вынашивания и рождения ребенка с последующей передачей ребенка лицам, его ожидающим. С этой точки зрения суррогатное материнство является позитивным явлением, ибо преследует благородную цель - предоставление возможности семье или одиноким женщинам, по каким-либо причинам не способным самостоятельно зачать и выносить ребенка, решить эту проблему.

Основная масса тех людей, которые прибегают или будут прибегать к услугам суррогатных матерей - это бездетные супруги, потерявшие всякую надежду на продолжение рода, на семейное счастье и суррогатное материнство для них является последней возможностью спасти семью. Хотя, нельзя исключать и ситуации, когда суррогатное материнство будет использовано женщинами, не желающими брать на себя заботы, связанные с беременностью и родами, поскольку СК РФ разрешает прибегнуть к помощи суррогатной мамы любой женщине.
Основная формула взаимодействия супружеской пары и женщины, выступающей в роли суррогатной матери такова: супруги желают иметь собственного ребенка, а суррогатная мать, в отличие от них, в момент дачи согласия на использования ее тела для имплантации эмбриона не желает иметь своего ребенка, и соответственно нести затраты связанные с его последующим развитием и воспитанием, ибо в противном случае она не стала бы прибегать к такому способу рождения ребенка. На основании ст.35 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», возможность воспользоваться услугами суррогатной матери предусмотрена не только для лиц, состоящих в браке, но и для одиноких совершеннолетних женщин. Однако «узаконивание» суррогатного материнства в том виде, который представлен в Семейном кодексе РФ, не снимает всех юридических вопросов, возникающих на практике, и не способствует развитию этого способа репродуктивной деятельности, поэтому целью настоящей статьи является анализ некоторых правовых проблем, связанных с суррогатным материнством.

Экскурс в историю

Суррогатное материнство существовало еще в ветхозаветные времена. В Библии описывается случай приглашения служанки Агари для вынашивания ребенка Авраама, в то время когда Сара была бесплодною (Бытие: 16). Другим источником могут послужить законы древней Месопотамии, запрещавшие мужчине расторгать брак с бесплодной женой, если она дает мужу вместо себя рабыню для зачатия и вынашивания ребенка. Зачатие происходило естественным путем, вследствие полового сношения супруга с рабыней жены. После рождения ребенка его матерью признавалась бездетная супруга. Подобные правовые нормы можно найти и у других древних цивилизаций, поскольку это позволяло сохранить семью и защитить интересы женщины. Со сменой рабовладельческого строя на феодальный, когда люди находились в имущественной зависимости, но были лично свободны, к услугам суррогатных матерей стали прибегать на возмездной основе. При этом зачатие ребенка суррогатной матерью от супруга бездетной женщины естественным путем отягчалось церковными запретами, поскольку считалось прелюбодеянием и могло послужить поводом к отлучению от церкви или к иным карательным мерам. Поэтому в суррогатной программе участвовали оба супруга-донора, как правило, бедные крестьяне, которые не в состоянии были прокормить «лишний рот» и с радостью готовые отдать родное чадо на воспитание за определенное вознаграждение.
В двадцатом веке медико-генетические технологии позволили совершить искусственное оплодотворение, вне тела женщины. В результате таких опытов в Англии в 1978 году родилась Луиза Браун, первый «ребенок из пробирки» В 1986 году в результате применения метода экстракорпорального оплодотворения, вынашивание и рождение суррогатной матерью полностью генетически чужого ей ребенка впервые успешно прошло в США. В настоящее время рождение ребенка суррогатной матерью для бездетных супругов достаточно распространено, несмотря на то, что у данного способа есть и свои противники (суррогатное материнство запрещено в ряде таких стран как Голландия, Франция, Германия, Скандинавские страны), по-прежнему такой способ не одобряет и церковь. В тоже время есть страны, в которых нет прямого запрета на суррогатное материнства, но и соответствующая законодательная база тоже отсутствует (к таковым можно отнести Латиноамериканские страны, Индия, Таиланд), стало быть, нет никаких рычагов защиты своих прав, как у генетических родителей, так и у суррогатной мамы. Самым незащищенным в ситуации отсутствия юридических норм оказывается новорожденный малыш. Например, когда ребенок рождается с какой-нибудь патологией и генетические родители отказываются его забирать, соответственно суррогатной маме он тоже не нужен, поскольку она вынашивала его не для себя, имея определенную материальную заинтересованность, в результате чего ребенок оставляется в приюте и пополняет ряды брошенных, никому не нужных детей. Хотя, на мой взгляд, ответственность за ребенка в таком случае должны нести генетические родители, ведь именно они были инициаторами такого способа рождения. К государствам, в которых разрешено суррогатное материнство и имеется для этого правовая база, относятся Англия, ЮАР, Корея, США (большинство штатов). На постсоветском пространстве юридические основы, регламентирующие суррогатное материнство есть на Украине и в Казахстане. Рассмотрим их подробнее.
Украина в данном отношении ушла далеко вперед по степени создания нормативно-правовой базы. Суррогатное материнство в Украине абсолютно законно и регулируется действующим Семейным Кодексом Украины. Пункт 2 статьи 123 Семейного кодекса Украины устанавливает происхождение ребенка при применении методов искусственного оплодотворения и четко определяет родителями рождённого суррогатной матерью ребёнка супружескую пару, которая предоставила свои гаметы и воспользовалась услугами суррогатной матери. Пункт 3 этой же статьи закрепляет возможность использования супругами при методе ЭКО донорских ооцитов, при этом эмбрион в любом случае будет считаться происходящим от супругов. В дополнении к Закону Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человека» от 16 июля 1999 сказано, что супруги, которые дали согласие на применение вспомогательных репродуктивных технологий, обладают в полном объеме родительскими правами и обязанностями по отношению к детям, которые родились в результате этих методик. После рождения ребенка осуществляется стандартная процедура оформления акта гражданского состояния в отношении новорожденного. Появление его на свет от суррогатной матери роли в данном случае не играет. Ещё до рождения ребёнка она подписывает особое согласие о том, что она не возражает против записи родителями ребенка ее «заказчиков», которое нотариально заверяется и становится ещё одной дополнительной гарантией для генетических родителей.

В Казахстане суррогатное материнство регламентируется ст.17 Закона Республики Казахстан №565-2 «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления». В ней в частности говорится «Суррогатное материнство предполагает вынашивание и рождение ребенка, включая случаи преждевременных родов, по договору между суррогатной матерью и потенциальными родителями с выплатой вознаграждения либо без такового». При этом договор составляется в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению. В качестве обязательных условий в договор должны быть включены условия оплаты расходов по содержанию суррогатной матери в период вынашивания ребенка, а также меры ответственности суррогатной матери за отказ от передачи ребенка и меры ответственности генетических родителей за отказ от принятия ребенка. Расторжение такого договора по инициативе генетических родителей возможно только в случае намеренного нарушения суррогатной матерью режима вынашивания ребенка. Дополнительной гарантией для суррогатной мамы является норма, при которой лица, решившие применить метод суррогатного материнства, в случае отказа от ребенка, обязаны выплатить ей компенсацию в размере, установленном договором. Данная статья содержит и пункт, защищающий интересы ребенка рожденного в результате такого соглашения. Так в случае отказа генетических родителей от ребенка, его матерью признается суррогатная мама и вносится в его свидетельство о рождении.

Юридические аспекты суррогатного материнства в РФ

В России суррогатное материнство, как способ решения проблемы бесплодия супружеских пар, достаточно распространен. Нормы, регламентирующие правоотношения в сфере репродукции человека с привлечением суррогатной матери, содержаться не только в ст. 51-52 Семейного Кодекса РФ, но и в других нормативных актах, например, в ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона» Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.1993, в Приказе Минздрава РФ от 26.02.2003 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий в терапии мужского и женского бесплодия», в Законе РФ «Об актах гражданского состояния» от15.11.1997 г. Однако нормы, прописанные в этих документах, недоработаны и содержат неясности, что дает возможность сторонам двояко толковать одну и ту же статью и как следствие порождать множество проблем и конфликтных ситуаций. Например, СК РФ предусматривает только письменное согласие лиц, состоящих в браке на имплантацию эмбриона, однако в нем не содержится нормы о заключении письменного договора между суррогатной матерью и генетическими родителями. Хотя в соответствии с гражданским законодательством заключение такого договора не запрещено. И поскольку отсутствует правовой механизм заключения договоров на пользование услугой суррогатного материнства, то это априори дает возможность сторонам не исполнять принятые на себя обязательства. Так, в случае, когда суррогатная мать отказалась отдавать ребенка, очень сложно будет вернуть те издержки, которые затрачивают генетические родители на проведение процедуры ЭКО и содержанию беременной, а также взыскать моральный вред, поскольку такие требования не основаны на законе, хотя на лицо явные нравственные страдания супругов. То же и в ситуации, когда супруги отказываются забирать ребенка и выплачивать вознаграждение суррогатной родительнице, ведь законодатель изначально признает такую женщину матерью рожденного ребенка, поэтому не учитывается фактор потери ею здоровья и необходимости с помощью вознаграждения поправить таковое. Таким образом – это законодательный пробел, который можно восполнить, приняв соответствующий закон, в котором были бы прописаны четкие параметры заключения такого рода договоров. В этом смысле неплохо было бы ориентироваться на опыт наших ближайших соседей Казахстана и Украины.
Еще один немаловажный момент - СК РФ выступает на стороне суррогатной матери, оставляя за ней право решать, отдавать ли рожденного ребенка генетическим родителям или нет. И в случае, если она не даст согласия на запись генетических родителей в свидетельство о рождении, то супруги вряд ли смогут выиграть дело в суде, поскольку закон, хотя и не лишает супругов или генетическую мать права оспаривать решение суррогатной матери (отказ записать их родителями ребенка), однако не предоставляет им реального основания для оспаривания. В соответствие с п.3 ч.4 ст. 52. СК РФ после совершения записи об отцовстве, супруги не вправе при оспаривании материнства и отцовства ссылаться на наличие своего согласия на имплантацию эмбриона суррогатной матери и ее согласия выносить эмбрион. По смыслу закона получается, что супруги при оспаривании материнства суррогатной матери могут ссылаться на иные обстоятельства, подтверждающие их родительские права. Однако никаких иных оснований, кроме обоюдного согласия на использование суррогатной матери, оспаривать материнство суррогатной матери в свою пользу у них просто нет. Несомненно, такой отказ суррогатной матери отдать долгожданного ребенка – это большая трагедия для супругов, ожидающих ребенка, которая вполне может привести к распаду семьи, поэтому вопрос о родительских правах супругов и суррогатной матери должен решаться на основании главного принципа, закрепленного в Семейном Кодексе - обеспечении приоритетной защиты прав и интересов ребенка. Право должно учитывать волю людей, их желание, ту цель, которою они преследовали, используя суррогатное материнство. Только в этом случае ребенок будет находиться в надежных руках, и его интересы будут максимально защищены. В связи с этим представляется конструктивной позиция, когда при решении вопроса о материнстве важнее всего цель, преследуемая репродуктивной деятельностью. Поэтому «матерью следует признать ту женщину, на лечение которой направлено искусственное оплодотворение. Другая женщина, независимо от того отдает ли она яйцеклетку или вынашивает ребенка, является донором». Однако наличия специальной цели - рождения ребенка суррогатной матерью - для возникновения родительских прав у ожидающих ребенка лиц недостаточно. Другим признаком должно выступать наличие генетической связи между ребенком и хотя бы одним из супругов (или с одинокой женщиной). Только при наличии этих двух условий: генетической связи между ребенком и лицами, ожидающими ребенка, а также соглашения между суррогатной матерью и лицами, ожидающими ребенка, о вынашивании и передачи ребенка можно говорить о безусловном праве супругов получить родительские права в отношении родившегося ребенка. Важно закрепить в законе и то, что вопрос о материнстве (отцовстве) должен решаться будущей суррогатной материю до момента имплантации эмбриона в ее организм, через подписание соответствующего документа. Женщина, согласившаяся на роль суррогатной матери, должна четко представлять себе правовые последствия такого действия, во избежание возможных конфликтов.

Не суди!


В любом государстве на развитие правовых норм влияет морально-этический аспект, изначально трактующий любое явления с точки зрения нравственности: хорошо или плохо. К сожалению, в нашем обществе, несмотря на развитие технического прогресса, в том числе и в области репродукции человека, обывательская точка зрения приравнивает суррогатное материнство к занятию проституцией, а вознаграждение за вынашивание эмбриона к покупке ребенка. Свою роль в формировании такого взгляда на проблему деторождения играет и религия, не одобряющая подобный метод. В связи с этим уменьшается количество желающих как плодородных женщин, способных выносить и родить ребенка, так и генетических родителей, желающих воспользоваться такой альтернативой лечения собственного бесплодия. Противниками суррогатного материнства высказываются мнения, что в России большое количество брошенных детей и проблемы супружеского бесплодия нужно решать посредством их усыновления. Данная точка зрения нарушает приоритетное право родителей иметь собственных (генетических) детей и является, по сути, навязыванием бездетным супругам ответственности за судьбу ребенка, рожденного и оставленного кем-то. Такое суждение ошибочно и может привести к еще более безалаберному отношению биологических мам-кукушек к вынашиваемым ими детям, так как это дает мамашам повод думать, что о ребенке позаботиться не только государство, но и какая-нибудь бездетная пара, у которой исчерпаны все возможности родить собственного наследника. В этом смысле государству необходимо проводить более жесткую политику в отношении родителей отказывающихся от своих детей. Напротив, суррогатное материнство должно рассматриваться с правовой точки зрения как акт доброй воли женщины, направленной на решение проблем бесплодия супружеских пар и одиноких людей, желающих стать родителями. В этом смысле суррогатная мать ничем не отличается от донора, крови, просто она сдает не бессрочно часть биологического материала, а весь организм на 9 месяцев. И в этом её законное право – право подарить счастье!

Дата: 10.07.08

Оценить статью: 1 2 3 4 5 Текущий рейтинг: 3







R.W.S. Media Group © 2007-2016, Все права защищены

Все материалы, размещенные на сайте взяты из открытых источников, либо с разрешения первоисточников. Если Вы являетесь автором какого-либо материала сайта и более не желаете видеть свой труд опубликованным здесь - сообщите нам и мы удалим этот материал. Если же вы хотите предложить к публикации новые материалы - с удовольствием рассмотрим Ваше предложение.