5 последних статей:
 
5 самых популярных:
 
Рекомендуем:


Быстрая навигация: Все статьи > Уход за ребенком

Уход за одиннадцатимесячным ребенком

ребенок 11 месяцев

Автор: О.А. Лицеева

Прошел почти год с тех пор, как в вашей семье появился малыш. Еще 2—3 недели, и он перешагнет важный рубеж своей жизни: весь период до года — пора наибольшей уязвимости детского организма, наименьшей его устойчивости. После года дети, как правило, становятся крепче, выносливее. Но конечно, лишь в том случае, когда для их развития созданы правильные условия. Вы многому научились, многого добились, терпеливо и тщательно ухаживая за ребенком. Опыт убедил вас в том, что пунктуальное соблюдение режима дня не только полезно малышу, но и упорядочивает жизнь всей семьи. Продолжайте и дальше следовать разумному распорядку!

На двенадцатом месяце день ребенка выглядит примерно так: 7— 7.30 — подъем, утренний туалет, гимнастика; 7.30—8 — завтрак; 8— 8.30 — занятия, игры; 8.30—10 — прогулка; 10—12 — первый дневной сон, затем закаливающие процедуры; 12—12.30 — обед; 13—16 — прогулка; 16—18 — полдник, второй дневной сон; 18—19.30 — прогулка или игры дома, купание; 19.30—20 — ужин; 20.30—7 — ночной сон. Здоровый, приученный к правильному режиму ребенок хорошо ест, охотно умывается, любит гулять, быстро засыпает и спокойно спит всю ночь. Ему нравятся гимнастика и закаливающие процедуры. У него уже есть 8 зубов, и он относительно хорошо жует.

Еще недавно для вас были событием его первые слоги, эти бесконечные певучие «ма-ма» и «ба-ба». А теперь он говорит 10—15 простых слов, указывает пальчиком на интересующие его предметы, четко приговаривая «дай-дай». Развитие речи пойдет теперь быстро, и очень важно, чтобы оно было правильным. Увеличивать запас слов ребенок может только в общении со взрослыми и другими детьми. Чаще обращайтесь к нему, давайте ему задания типа: «Позови кошечку — кис-кис», «Найди машинку — бип-бип». Упрощенное, «детское» слово всегда употребляйте рядом с правильным названием предмета. Не сюсюкайте с малышом, не искажайте слов и звуков. Следует всячески стимулировать потребность ребенка общаться со взрослыми с помощью различных звуков, слогов, простых слов. При кормлении, умывании, укладывании спать, одевании называйте свои действия, говорите: «Открой ротик, дай ручку, садись, ложись в кроватку, одевайся, сейчас пойдем гулять».

Вам надо называть ребенка по имени, чтобы он привык к этому обращению, называть имена взрослых членов семьи. На вопрос «Где мама?» ребенок должен повернуть головку к маме или показать на нее глазками, должен понять, что это значит, когда говорят: «Танечка пришла» или «Папа, иди к нам». Значение слов «дай», «нельзя», «возьми» ребенок усваивает с 10—11 месяцев. К году он уже знает около десятка слов и наверное, обрадует вас вполне сознательно произнесенным словом «мама». Часто потом будет звучать в его устах это слово. В нем появятся оттенки — и радость, и просьба, и вопрос, и призыв на помощь, и восхищение, и уважение, и нежность! Его отношение к отцу, которого он видит меньше, чем маму, будет зависеть от поведения отца. Если малыш выражает свою просьбу только жестами, не спешите выполнять ее, хотя вы прекрасно понимаете, чего он хочет. Постарайтесь, чтобы он сначала выразил свое желание словами.

Кстати, о просьбах и желаниях. Их будет с каждым днем все больше и больше. Годовалый ребенок — неутомимый исследователь. Ему все интересно, все нужно, все хочется пощупать, потрогать, попробовать на вкус. Плохо, если, пытаясь удовлетворить это свое естественное стремление, он будет наталкиваться на постоянные запреты: это может сделать его безынициативным и робким. Но отнюдь не лучше, если он совсем не будет знать запретов, а сможет (стоит только заплакать!) заполучить в качестве игрушки и папины часы, и бабушкины очки, и любую другую вещь. Потакая каждой прихоти ребенка, вы вырастите его капризным, не способным владеть своими чувствами. А такой человек не только неприятен для окружающих — ему и самому плохо живется.

Ваш малыш приближается к возрасту, когда у детей очень велика тяга к подражанию. Не забывайте, что, подражая вам, ребенок усваивает и ваши манеры, и вашу интонацию. Крикливая, раздраженная речь в присутствии детей недопустима, даже если предмет разговора их не касается и сути его они не понимают. Если вы разговариваете слишком громко, раздраженным тоном, не удивляйтесь, что ребенок становится все более неуравновешенным, часто кричит. Если ваша речь медлительна, тягуча, и малыш будет разговаривать вяло.

Умеет ли ваш ребенок играть? Игрушки малышу нужны прежние — пирамидки, матрешки, кубики, резиновые и полиэтиленовые фигурки животных. Ими он любит заниматься сам. Более сложные и звучащие игрушки, например волчок, заводную машинку, покажите ребенку во время игры с ним или для того, чтобы развлечь и успокоить, если он капризничает. С такими игрушками ребенок еще не умеет обращаться самостоятельно. Можно иногда рассматривать вместе с ним детскую книжку с картинками. Яркие изображения животных, растений, людей привлекают внимание, способствуют обобщению понятий.

Ребенку приятно бывает слушать музыку, особенно детские песенки. Простые мелодии, веселые слова помогут вам развивать музыкальные способности ребенка, его слух и речь. Хорошо, если вы и сами будете иногда петь малышу. Играть ребенок может на чистом коврике на полу, на широком диване. Если диван или тахта невысокие, малыш быстро научится взбираться на них и слезать. А вот неустойчивые табуретки лучше убрать из его поля зрения, иначе он не раз опрокинет их на себя. Проследите, чтобы уголок, отведенный для игр, был достаточно хорошо освещен.

А чем развлечь ребенка на прогулке? Называйте ему встречающиеся предметы, объясните их назначение и качества: «Вот едет грузовик, везет хлеб», «Смотри, какая зеленая елочка».

Можно показать ребенку, как копать снег, песок. Лопатку и совок выберите полегче и поудобнее. Если вы захватите с собой немного хлебных крошек, можно будет покормить птиц. Используйте прогулку для совершенствования ходьбы. Предложите ребенку повозить мишку, держась за спинку санок. Дайте ему побегать, придерживая его сзади за поясок или специальные «вожжи-помочи». Но не советуем держать его в это время за одну руку. Если он начнет падать, вы невольно резко дернете его, и может произойти вывих плечевого сустава. Для прогулки оденьте малыша тепло — ведь его теплорегулиру-ющие механизмы еще недостаточно совершенны, да и двигается он мало. Зимой в первую очередь следует позаботиться о том, чтобы у ребенка не мерзли ноги. Удобно пользоваться утепленным комбинезоном — он легкий, не сковывает движений ребенка.

На голову наденьте теплую шапочку; если она недостаточно плотно прилегает, под нее можно надеть легкий платочек. Процедура одевания ребенку обычно не нравится — ему жарко, тесно в одежде, и он недовольно морщится, плачет. Приготовьте все вещи заранее, сложите в нужной последовательности, чтобы потом не начинались лихорадочные поиски то одного, то другого. Малыш полюбит одевание, если вы дадите ему немного самостоятельности — предложите, например, самому надеть носочки, расправить складки на кофточке. Пусть он и не справится поначалу с этими заданиями, но зато будет поглощен делом, станет вести себя спокойнее. Гулять ребенок должен и зимой не менее двух раз в день — после завтрака и после обеда, а желательно, и третий раз — до ужина. Если температура воздуха не ниже —15 °С, во время одной из прогулок, утренней или дневной, уложите его спать на воздухе (закаливающие процедуры проводят только после сна дома).

Коль скоро мы заговорили об одежде, напомним, что ребенка надо одевать удобно и красиво. Девочек — в коротенькие платьица, мальчиков — в короткие штанишки на бретельках. Если дома прохладно (ниже +17—18 °С), наденьте малышу колготки или брючки, но не байковые нижние штанишки. В дневное платье ребенка переодевайте сразу же, как только он проснется, а не приучайте ходить в ночной рубашке или пижаме. Чулочки и нижнее белье (маечку и трусики), а еще лучше — и верхнюю одежду надо менять ежедневно. Чисто одетый ребенок быстрее нау- чится быть аккуратным.

Одевая малыша, обратите его внимание на отдельные детали туалета: «Какие красивые карманчики», «Застегнем пуговки на рубашечке», «Давай завяжем красный бантик» и т. д. Питание на двенадцатом месяце обычно существенно меняется. Но если вы еще сохранили одно грудное кормление, то теперь пора окончательно отнять ребенка от груди. Прекращать кормить ребенка грудью резко, без предварительного постепенного ограничения нельзя. Это вредно не только для ребенка, но и для матери — может возникнуть застой молока, грудь набухнет, воспалится. И потребуется срочная медицинская помощь. В кормлении грудью удивительно ярко проявляется прекрасное единство матери и ребенка, единство их интересов. То, что необходимо ему, то полезно и ей. Установлено, например, что нормальное по длительности (не менее 9 месяцев) кормление грудью способствует рассасыванию небольших доброкачественных опухолей матки, предупреждает заболевания молочной железы.

Не грустите, когда приходит время отнимать малыша от груди, не думайте, что теперь вы уже не так нужны ребенку, что он может обойтись без вас. Материнство — должность пожизненная, и вы всегда будете необходимы своему ребенку, всегда незаменимы для него. Но с каждым годом вы будете замечать, что доля вашего участия в обеспечении его чисто физических потребностей становится меньше, а необходимость руководства его духовной жизнью — все больше и больше.

А пока старайтесь, чтобы кормление оставалось для вашего малыша таким же приятным, как раньше. Перед едой поговорите с ним ласково, спокойно. Никогда не пытайтесь кормить плачущего или чем-нибудь очень увлеченного ребенка: надо дать ему время «настроиться» на еду, приготовиться к ней. Мытье рук, повязывание фартучка, усаживание на стульчик должно стать для него процедурой, предвещающей известное удовольствие. После года здоровый ребенок не нуждается в грудном кормлении: ведь он уже целых пять или шесть месяцев получал разноообразную пищу во все расширяющемся ассортименте, научился не только сосать из бутылочки, но и пить из чашки и есть с ложки.

Однако помимо возраста необходимо учитывать и другие обстоятельства. Жаркое лето — неподходящее время для отлучения от груди. Если вашему сыну или дочке исполняется, допустим, 11 месяцев в августе, лучше подождать до сентября — октября. Ведь многие малыши плохо переносят жару, сопротивляемость организма у них несколько снижается, и потому лучше до наступления прохладных дней сохранить привычное кормление. К тому же летом возрастает опасность кишечных заболеваний, и, если, паче чаяния, у ребенка возникнет расстройство пищеварения, материнское молоко окажется для него самой предпочтительной пищей.

Не следует сочетать отлучение от груди с другими изменениями в жизни ребенка, например переездом на дачу, на новую квартиру, поступлением в ясли, а также с проведением профилактических прививок. Без совета с участковым врачом не прекращайте кормление грудью. Если ребенок часто и подолгу болеет, отстает в развитии, педиатр, возможно, найдет нужным продлить кормление до 13—14 месяцев.

За 3—4 дня до того, как вы решили отлучить ребенка от груди, начните пить немного меньше жидкости, и количество молока, которое уже, вероятно, и без того резко уменьшилось, сократится еще больше. Малышу вместо груди дайте стакан молока с печеньем. К этой пище он уже привык и скорее всего не будет возражать против замены. Если же он начнет плакать, вам придется проявить твердость. Всему свое время: в первые месяцы жизни ваше молоко было идеальной пищей для ребенка, а сейчас оно уже не соответствует его потребностям, и продолжать грудное вскармливание бессмысленно. Стол ребенка становится все более разнообразным. Несколько меняются и методы приготовления пищи. Каши уже можно не протирать. Овощи давайте не только в виде пюре, а и мелко нарубленными (в супе).

Из мяса и рыбы готовьте фрикадельки, паровые котлеты, суфле. Овощи давайте ребенку самые разнообразные. Вкусны и полезны овощные котлеты. Готовить их несложно. Сварите немного очищенной моркови (свеклы, капусты), проверните через мясорубку вместе с кусочком размоченной в молоке булки, добавьте яйцо, немного сливочного масла, посолите, взбейте и, разделав на небольшие котлетки, положите их на сковородку с разогретым сливочным маслом. Не надо, чтобы котлеты сильно зажаривались — переверните их, как только образуется румяная корочка, добавьте чуть-чуть воды, дайте ей закипеть, и блюдо готово. Овощная котлета может служить гарниром к мясной; ее можно дать и отдельно со сметаной, морковную и свекольную — со сладкой подливкой. Напоминаем, что колбасу, сосиски, пирожные, шоколад ребенку давать еще рано, что надо по-прежнему следить за чистотой посуды, свежестью продуктов, их правильным хранением.

Когда ребенок был еще совсем маленьким, вам хотелось от него только одного: чтобы он спокойно спал, хорошо ел, нормально прибавлял в весе. Но вот ему скоро год. Все больше и больше вырисовывается личность человека. И вас уже волнуют проявления его характера, особенности поведения. Один малыш упорно сосет во сне язык или собственный палец, жует кончик простынки; другой не засыпает без укачивания; третий, проснувшись рано утром, ни минуты не хочет оставаться один ичнастойчиво требует, чтобы родители взяли его к себе в постель. Откуда у детей берутся такие вредные и некрасивые привычки? Уверяем вас, что в их возникновении виноваты взрослые: за чем-то вы не уследили, когда-то пошли на поводу у капризов малыша, однажды сами немножно поленились, дали себе поблажку...

Привычка сосать кончик одеяла, палец возникает очень рано. У малышей первых месяцев жизни сосательный рефлекс сильно развит, и ребенок ищет его удовлетворения. Если вы давали малышу пустышку, как только он расплачется, то через некоторое время он уже не мог без нее ни уснуть, ни даже просто спокойно лежать. И теперь, если пустышки нет, в ход идет собственный кулачок или что-нибудь еще. Ребенок, привыкший успокаиваться и засыпать подобным образом, прибегает к этому приему и тогда, когда огорчен или обижен, когда ему нечем заняться. Вот почему вредная привычка чаще укореняется у детей, которые обделены вниманием, родительской нежностью, лаской или не приучены самостоятельно заниматься игрушками.

Иногда, стремясь отучить ребенка сосать пальцы или грызть ногти, родители мажут их горчицей, надевают варежки. Эти методы совершенно бесполезны. Они лишь раздражают ребенка и фиксируют его внимание на возникшей привычке. А задача состоит в том, чтобы, наоборот, от нее отвлечь. Если малыш будет постоянно занят чем-то интересным, потребность сосать палец угаснет сама собой. Не забывайте аккуратно подстригать ребенку ногти, следите, чтобы его руки всегда были в порядке. Длинные ногти нередко ломаются, острые кончики цепляются за одежду, заусеницы вызывают болезненные ощущения. Все это побуждает тянуть пальцы в рот.

Дети очень склонны к повторению тех действий, воспроизведению тех ситуаций, которые доставили им удовольствие. Вы уже и сами забыли, что несколько раз по утрам, когда вам самой не хочется вставать, брали расплакавшегося малыша к себе в постель. А он не забыл этого и хочет, чтобы так начиналось каждое утро! Или когда у него во время болезни нарушился аппетит, вы, чтобы заставить его съесть кашу или суп, всячески развлекали его, рассказывали сказки, пели. А теперь ему уже скучно есть без такого аккомпанемента... Для того чтобы предупредить формирование дурных привычек, есть один верный способ: воспитывать привычки хорошие. А это требует и усилий, и внимания, и терпения.

Ваш ребенок уже совсем большой и в то же время еще очень, очень маленький. Он и сильный, и слабый, и устойчивый, и податливый. Развивайте его силы, но не переоценивайте. Будьте заботливы, внимательны, осторожны.

Дата: 11.07.08

Оценить статью: 1 2 3 4 5 Текущий рейтинг: 4







R.W.S. Media Group © 2007-2016, Все права защищены

Все материалы, размещенные на сайте взяты из открытых источников, либо с разрешения первоисточников. Если Вы являетесь автором какого-либо материала сайта и более не желаете видеть свой труд опубликованным здесь - сообщите нам и мы удалим этот материал. Если же вы хотите предложить к публикации новые материалы - с удовольствием рассмотрим Ваше предложение.