5 последних статей:
 
5 самых популярных:
 
Рекомендуем:


Быстрая навигация: Все статьи > Здоровье ребенка

Десять причин пересмотра дошкольных СанПиН

Закон


Среди нормативных правовых документов, регулирующих деятельность всей системы дошкольного образования России, одними из главных, жизненно необходимых в каждом детском саду, каждой дошкольной группе являются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.1.1249-03), утвержденные в 2003 г. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Казалось бы, пять-шесть лет - небольшой «срок давности» для нормативного правового документа федерального уровня, однако «страсти по СанПиН» с каждым годом становятся все более заметными. Управленцы и практики системы дошкольного образования все чаще высказывают предложения о необходимости внесения изменений, дополнений либо вообще принятия новых СанПиН с целью устранения слишком явных противоречий между СанПиН и другими нормативными правовыми документами, между СанПиН и современным процессом развития дошкольного образования, внутри самого СанПиН и др.

Детальный анализ данного документа выявляет главный, с пашей точки зрения, его недостаток - частичную невыполнимость в современных условиях. Если руководитель и коллектив ДОУ будут строго соблюдать все пункты и подпункты СанПиН, то они должны заведомо смириться с тем, что образовательный процесс, оборудование, оснащение и внешний облик внутренних помещений их детского сада будут соответствовать примерно второй половине XX в. Если они, напротив, стремятся идти в ногу с XXI столетием, соответствовать потребностям динамично развивающегося российского общества, занимаются развитием образовательной системы своего учреждения, то неизбежно окажутся злостными нарушителями СанПиН. Руководителю «продвинутого» учреждения, чтобы оно благополучно функционировало и развивалось, необходимо обладать, помимо прочих, еще и дипломатическими способностями: по каждому нарушенному пункту СанПиН уметь договариваться с территориальным отделением Роспотребнадзора. Многое зависит от конкретных руководителей и работников самого Роспотребнадзора: разрешать учреждению «отклоняться» от СанПиН в порядке исключения - значит брать на себя дополнительную ответственность.

Проще запрещать и наказывать. В настоящее время ситуация с исполнением Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов напоминает ту, что всем нам известна по фильму «Берегись автомобиля»: один убегает (нарушает), другой догоняет (наказывает). Поэтому очень хочется в защиту дошкольных образовательных учреждений сказать слова, аналогичные тем, что были адресованы суду в защиту Деточкина: «Не наказывайте их, они хорошие».

Считая в целом Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы очень важным нормативным правовым документом, основная часть которого должна остаться неизменной и строго соблюдаться работниками системы дошкольного образования в целях безопасного осуществления образовательного процесса и всех режимных моментов в ДОУ, вместе с тем, обращаем внимание разработчиков СанПиН, специалистов Роспотребнадзора, системы здравоохранения, органов местного самоуправления, органов управления образованием различных уровней и др. на ряд выявленных нами противоречий, которые мы условно назвали «десять причин пересмотра дошкольных СанПиН» и проиллюстрировали соответствующими примерами.

Причина внесения изменений, дополнений в СанПиН

1.Несоответствие Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 666 от 12 сентября 2008 г. П.п. 1.2,1.4 и далее по тексту - СанПиН не регулируют деятельность современных вариативных организационных моделей и форм дошкольного образования, например детских садов комбинированного и компенсирующего видов, присмотра и оздоровления, а также дошкольных групп в других типах образовательных учреждений. П. 1.7 - вопрос о комплектовании групп в ДОУ изложен в соответствии со старой редакцией Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 677 от 1 июля 1995 г.

2.Несоответствие требованиям комплексной безопасности:

1) Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденным Приказом МЧС России №313 от 18 июня 2003 г.;

2) современным требованиям, предъявляемым к сохранности материальных ценностей;

3) требованиям охраны жизни и здоровья детей;

4) требованиям антитеррористической безопасности. П. 2.1.20 противоречит п. 26 Правил пожарной безопасности, согласно которым при соблюдении определенных условий разрешается разжигание костров, сжигание отходов и тары. П. 2.1.12 - хранение игрушек и инвентаря во встроенном шкафу теневого навеса в современных условиях нецелесообразно, с точки зрения сохранности материальных ценностей. П. 2.1.16 - требование закрывать крышками песочницы на ночь обоснованно, но фактически неосуществимо, так как обеспечить сохранность съемных крышек не всегда возможно, а закрепление крышек к песочницам чревато детским травматизмом. П. 2.2.8 - принцип групповой изоляции, предполагающий наличие в ДОУ большого количества отдельных входов, несовместим с требованиями антитеррористической безопасности без дополнительного вложения значительных финансовых средств для организации охраны каждого входа.

3.Несоответствие Концепции дошкольного образования (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию № 7/1 16 июня 1989 г.), Концепции непрерывного образования (на ступени дошкольного образования и начального общего образования) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 г.). Яркий пример - ряд подпунктов л. 2.12, в которых речь идет об организации в дошкольном учреждении «учебных занятий». П. 2.4.8 - требование использования мягких игрушек только в качестве дидактических пособий несовместимо с одним из главных подходов к образованию детей дошкольного возраста -личностным (личностно ориентированным). В соответствии с п, 2.4.12 уборку за животными и уход за растениями (кроме полива) осуществляет только персонал ДОУ, что противоречит принципам, методам, сложившейся практике и соображениям здравого смысла при осуществлении трудового воспитания детей дошкольного возраста.

4.Нецелесообразность с точки зрения развития системы дошкольного образования, обеспечения детей местами в ДОУ, увеличения охвата детей дошкольным образованием П. 1.9 препятствует проведению реконструкции старых, приспособленных зданий ДОУ. Так, например, если в старом здании ДОУ медицинский кабинет состоял из одного многофункционального помещения, то в реконструированном здании он должен полностью соответствовать СанПиН, т.е. состоять из трех помещений (медицинского кабинета, процедурной, изолятора). Как правило, выполнение данного и подобных требований сопряжено с отчуждением площадей, изначально использовавшихся для размещения детей. Улучшая условия содержания детей, органы местного самоуправления вынуждены уменьшать плановое количество мест в реконструированных ДОУ и снижать показатель обеспеченности местами в детских садах на территории городского округа (муниципального района); при этом изменение любого конструктива здания (например, кровли) автоматически влечет за собой изменение характера выполняемых работ: вместо капитального ремонта - реконструкция со всеми вытекающими последствиями***. П. 2.1.8 - не учтена возможность размещения дошкольных групп в жилых помещениях. Например, на 1-м этаже жилого здания в качестве филиала близлежащего ДОУ с использованием его возможностей (прачечной, пищеблока и др.) или размещение детских садов семейного вида в жилых помещениях (квартирах). П. 2.8.15 утверждает, что в ДОУ не допускается организация пунктов проката и обмена игр, игрушек и другого инвентаря. В то же время сегодня в качестве структурных подразделений ДОУ развивается такая вариативная форма дошкольного образования для детей с ОВЗ, как лекотека. Организация работы лекотеки предусматривает следующее: некоторые развивающие игры, оборудование для коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии могут предоставляться родителям детей «напрокат» для использования в домашних условиях.

5.Излишняя детализация и категоричность требований, не предполагающая их реализации в других вариантах и значительно осложняющие функционирование ДОУ П. 2.4.2 - требование оборудования раздевальных и приемных шкафами для верхней одежды детей и подробное описание их устройства не оставляют для учреждения возможности изменения «типового» облика указанных помещений. П. 2.4.4 - описание устройства двухместных столов с изменяющимся наклоном крышки для детей старшего дошкольного возраста не только ассоциируется с начальной школой, но и не дает ДОУ возможности оборудовать старшие и подготовительные к школе группы в соответствии с современными научными представлениями и возможностями промышленных производств. П. 2.4.13 - требование к характеристикам стационарных кроватей не позволяет «легально» использовать в ДОУ, например, раздвижные двух- и трехъярусные кровати, способные, с одной стороны, обеспечить жесткость ложа в отличие от раскладных кроватей (раскладушек), а с другой - сэкономить пространство групповой ячейки, в состав которой не входит спальная комната.

6.Несоответствие современным возможностям, реалиям («архаичность» требований СанПиН), принципам здравого смысла П. 2.1.11,2.1.12, 2.3.4 - травяное и деревянное покрытие групповых площадок и полов теневых навесов может быть дополнено современными строительными материалами, аналогично -меловая и известковая побелка потолков. П. 2.2.11 - возможности зданий современных детских садов позволяют выделить отдельное помещение для организации питания всех воспитанников ДОУ, что, с точки зрения осуществления образовательного процесса и формирования у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков, возможно, более эффективно, однако СанПиН не учитывают указанные возможности и по-прежнему «разрешают» питание детей только в помещении групповой ячейки. П. 2.4.9, 2.4.10 регламентируют использование в ДОУ стандартных проекторов, экранов и телевизоров, в то время как в современном дошкольном образовании начинают использоваться интерактивные доски, ноутбуки, мультимедийное оборудование и другие ТС О.

П. 2.14.3 - требование приема детей в ясельные группы только медицинским работником было актуально в эпоху ведомственной подчиненности яслей Министерству здравоохранения. Его наличие в СанПиН 2003 г., с нашей точки зрения, техническая ошибка. П. 2.10.23, выдача пищи с пищеблока может осуществляться только после снятия пробы медицинским работником с отметкой в бракеражном журнале. Объективная необходимость посещения медсестрой ДОУ медицинского учреждения (поликлиники), выполнение других многочисленных должностных обязанностей, возникновение в ДОУ «нештатных» ситуаций (травматизм, заболевание ребенка, эпидситуация и др.) - перечисленные обстоятельства ставят под сомнение возможность ее ежедневного «дежурства» на пищеблоке в завтрак, обед, полдник и ужин (в традиционном ДОУ полного дня). В практике работы дошкольных учреждений, в обход СанПиН, создают бракеражные комиссии, члены которых (как правило, медицинские и административные работники) поочередно дегустируют вкусовые качества и готовность блюд.

П. 2.5.7 - источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение. В то же время сегодня во многих ДОУ люминесцентные лампы убирают. Причина - частый выход из строя и замена, что требует дополнительного финансирования. Альтернатива - обычные лампы накаливания и энергосберегающие лампы. П. 2.6.4 - устанавливает, что температура поверхности обогревательных приборов должна быть не более 80 °С. Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы следует ограждать съемными деревянными решетками. Между тем промышленность сегодня выпускает металлические экраны на батареи; кроме того, современные батареи имеют теплопроводность, не допускающую обжигания (повреждений человека). Возможно заменить слова «деревянные» на «металлические» и добавить современные типы батарей, имеющие предел теплопроводимости... (указать). П. 2.8.19 - постельные принадлежности, матрацы, подушки, спальные мешки следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодически выносить на воздух. Один раз в год постельные принадлежности подвергаются химической чистке или обработке в дезинфекционной камере. Между тем сегодня можно предусмотреть и иные действенные способы санитарной обработки постельного белья и мягкого инвентаря.

7.Чрезмерность, избыточность требований, в целом препятствующая процессу развития сети дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп в других типах образовательных учреждений и вариативных форм дошкольного образования В качестве примеров можно привести п. 2.1.14 - требования к озеленению территории ДОУ; п. 2.1,20 - требование очищения и обработки с помощью дезинфицирующих средств после опорожнения мусоросборников, расположенных на участке ДОУ; п. 2.2.9 - требования к составу групповой ячейки; п. 2.2.22 - требования к медицинскому блоку; п. 2.10.15 - требование организации одноразового питания даже в группе 3-часового пребывания детей и др.

8.Несоответствие терминологии СанПиН аналогичной терминологии других нормативных правовых документов В п.п. 1.6,2.13.17, 2.16.1 речь идет о «смешанных группах», «воспитателе по физкультуре», «методисте (старшем воспитателей)», «методисте по физическому воспитанию» и т.п. В целях единства восприятия понятийного аппарата дошкольного образования, а также исключения случаев двойной трактовки каких-либо пунктов в тексте СанПиН необходимо употреблять нормативно закрепленную терминологию.

9.Учет объективно существующих обстоятельств, не закрепленных в других нормативных правовых документах, регулирующих деятельность системы дошкольного образования П. 1.6 - малокомплектность - особый принцип создания и функционирования детского сада учитывается в СанПиН, но не закреплен в других действующих нормативных правовых документах системы дошкольного образования.

10.Внутренние коллизии СанПиН, а также некорректная формулировка некоторых пунктов, формулировка требований, не подкрепленных конкретными показателями. Например, согласно п. 2.2.3, детьми ясельного возраста являются воспитанники в возрасте до 2 лет, дети старше 2 лет выделены отдельно, а согласно п. 2.2.8, возрастная классификация представлена ясельным и дошкольным возрастом. Научно обоснованные границы дошкольного возраста - от 3 до 7 лет. Или п. 2.10.15, в тексте которого идет речь об организации пятиразового питания в круглосуточных группах, а в табличном варианте для этого же режима пребывания воспитанников указаны только четыре приема пищи с распределением общей калорийности суточного рациона питания детей Также пунктом 2.5.3 допускается использовать шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс и полотно), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами; между тем, параметры светопропускания не уточняются.

Также серьезные нарекания со стороны практиков вызывают нормы питания детей в дошкольных образовательных учреждениях, установленные СанПиН.

Все приведенные факты напрямую свидетельствуют о необходимости переработки дошкольных СанПиН. Полагаем также, что данный документ требует построения тесного взаимодействия всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти - Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, МЧС России и МВД России, Роспотребнадзора и Роспожнадзора, а также представителей науки и практических работников системы дошкольного образования.





Дата: 14.09.09

Оценить статью: 1 2 3 4 5 Текущий рейтинг: 4

R.W.S. Media Group © 2007-2016, Все права защищены

Все материалы, размещенные на сайте взяты из открытых источников, либо с разрешения первоисточников. Если Вы являетесь автором какого-либо материала сайта и более не желаете видеть свой труд опубликованным здесь - сообщите нам и мы удалим этот материал. Если же вы хотите предложить к публикации новые материалы - с удовольствием рассмотрим Ваше предложение.