5 последних статей:
 
5 самых популярных:
 
Рекомендуем:


Быстрая навигация: Все статьи > Развитие ребенка, обучение

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина для дошкольников

Музей изобразительных искусств им. А.С.


Как мы уже отмечали ранее, погружение ребенка в пространство культуры начинаете с познания самых обыкновенных предметов. Только на первый взгляд кажется, что это простой и очевидный процесс. На самом деле понять их внутренний смысл подчас непросто даже взрослому. И все же маленький человек, обладающий пытливым умом, большим любопытством, не утративший способности удивляться обыденному, в неведомый мир пускается с восторгом. Но эта только начало. Далее этот мир расширяется, углубляется, а с ним снежным комом наращиваются и усложняются различные смыслы, в которых закодированы разнообразные элементы культуры. И здесь на пути познания окружающей действительности и освоения языка культуры на помощь приходит Его Величество Музей. Однако не все так просто: и тут ребенка подстерегает опасность.

Малыш попадает в музеи, где со всех сторон его окружают незнакомые и непонятные предметы. Они ждут от него адекватной реакции, к которой ребенок еще не готов. Диалог не получается, а все потому, что человек, вошедший в музей, и его обитатели - представители разных миров и времен. И говорят они на разных языках, думают и чувствуют по-разному. В этом, как правило, камень преткновения при взаимодействии посетителя с музеем. Для маленького человека это серьезное испытание. И подчас оно может иметь непоправимые последствия: ребенок может навсегда остаться глухим и слепым к искусству, истории, культуре. И все из-за того, что первая встреча произошла «неправильно».

Иными словами, просто была не подготовлена должным образом или не подготовлена вовсе. К тому же рядом не оказалось грамотного проводника, который доверительно и бережно провел бы его в загадочный мир иных культур. И не менее важно, чтобы отважного путешественника в мир прошлого сопровождали сказки, загадки, мифы, легенды. Без этого странствие в страну знаний скучно и неинтересно.

Чему же должна быть посвящена подготовка ребенка к первому посещению музея? Об этом мы писали ранее. И все же н.апомним читателю. Ребенок должен понять: что такое музей? зачем люди создают эти уникальные сокровищницы памяти? как следует вести себя в музее? (Вопросы отнюдь не праздные, как может показаться на первый взгляд. Даже взрослые не всегда находят на них ответы, о чем и свидетельствует их «немузейное» поведение в стенах этого сакрального учреждения.) Ответы на вопросы, которые ставили перед собой философы, мыслители разных эпох, можно представить в игровой форме. (В этом плане интерес представляет исследование Н.Ф. Федорова «Музей, его смысл и назначение».) В ходе игры-«путешествия» следует познакомить детей с понятиями «время», «памятник», «красота», с двуликим Янусом -хранителем времени, Аполлоном и музами, которые служат Красоте.

Вся подготовительная работа должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы ребенок с нетерпением ждал этой встречи. Успех ее будет зависеть от того, в какой степени оправдаются ожидания, не сменит ли их досадное разочарование. Именно поэтому первая встреча с музеем особо ответственна.

В каждом городе первое знакомство с музеем имеет свои особенности, соответствующие его профилю, содержанию. Вместе с тем непременны и общие черты, ибо цель и задачи первого «музейного путешествия» едины для всех музеев - увлечь маленького исследователя новой для него

формой познания действительности, показать специфику музея, его глубину и неисчерпаемость. Если эта задача решена (конечно, не за одно посещение), есть надежда, что расхожая фраза «Я в этом музее уже был» будет отринута. Неслучайно почти все музейно-образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста начинаются занятием «Здравствуй, музей!».

Один из самых музейных городов мира - Москва. Здесь практически каждый музей может стать заветной дверью в мир культуры, истории, природы. Однако в каждом случае выбор должен иметь свое логическое обоснование. Так, если мы открываем «Книгу жизни» и отправляемся в начало времен, лучше Палеонтологического музея не найти. Если же намерены отправиться дорогами первобытного человека, наш прямой путь - в Исторический музей. Если же хотим открыть для себя музей как храм муз, обитель Времени и Красоты, это, конечно, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) - «дом, в котором живут Красота и Время». Четкую структуру маршрута мы не будем давать - ведь экспозиция каждого музея меняется со временем. Наша задача: отметить основные положения, ключевые моменты, которые отвечают цели занятия: дать представление о музее как об особом, сакральном пространстве; сформировать интерес и потребность в постоянном с ним общении. Путешествие по музею должно быть неспешным, наполненным раздумьями и созерцанием. Это те качества, которые стремительно теряет современный человек. И может быть, музей - единственное место, где такие качества можно хоть на время обрести вновь.

Первая остановка. Перед музеем

Основная задача: подвести детей к осознанию особой роли и назначения музея. Данная идея прочитывается уже в архитектуре уникального сооружения. Поэтому вопросы, которые приведены ниже, покажутся несколько парадоксальными. Ведь они требуют отрицательного ответа. Однако прием неслучаен - так лучше активизируется мышление. О чем может поведать педагог? Вот примерное содержание его рассказа.

Воспитатель. Скажите, похож ли этот дом на тот, в котором вы живете? (Ответы.) Да, не похож, а что в нем иное? Правильно, он отличается торжественностью, нарядностью старинной архитектуры. А какие элементы делают его таким? Обратите внимание на колонны, высокую лестницу фронтон, рельефы. Что такое фронтон?

Посмотрите на крышу здания. Под крышей вы увидите фронтон - треугольное поле. (Показ.) Так что же напоминает это здание? (Ответы.) Да, дворец, храм... Кто бы мог жить в нем? Наверное, богиня красоты, бог времени Янус. (Сказки о богине красоты и ее обители, о двуликом Янусе звучали на предварительных занятиях. Такие дворцы, храмы в давние-давние времена строили в Древней Греции. Вот почему мы можем сказать, что явился дворец издалека и рассказывает нам о другом времени и других людях. Может ли такой дворец стать машиной времени, которая умчит нас в другие времена? (Ответы.) Да, может. Готовы ли вы стать пассажирами этой необычной машины времени? (Ответы.) Тогда готовьтесь к тому, что мы перенесемся в иные эпохи, где нас будут ждать незнакомые и непохожие на нас люди, их боги и герои. Мы встретимся с богиней красоты, богом времени, музами. А какими мы должны предстать перед этими небожителями? (Ответы.) Да, подтянутыми, преисполненными почтения к обитателям волшебной страны прошлого.

Вторая остановка. Перед мраморной лестницей

Воспитатель (вновь обращает внимание детей на торжественность, парадность интерьера музея; на то, сколь различны времена, «взирающие» со всех сторон, -египетские сюжеты на потолке холла, античные статуи Греческого дворика). Эта парадная лестница воздвигнута неслучайно. Дело в том, что богиня красоты Афродита, бог красоты Аполлон и девять муз -дочери главного бога Зевса - жили, как гласит легенда, на горе Парнас. Мы с вами сейчас поднимемся по этой лестнице на встречу с этой красотой, познакомимся с мифами, легендами, тайнами. Постараемся отгадать загадки, которые они нам загадают.

Третья остановка. Галерея

Воспитатель. Богиня красоты, прежде чем встретиться с нами, желает удостовериться, насколько мы сообразительны, находчивы и смекалисты. Для этого она подготовила несколько заданий. Если справимся, богиня красоты непременно явится перед нами во всем своем блеске.

Первое задание. В этой галерее скрываются музы - сестры богини красоты. Попытаемся определить, чем они занимаются, кому помогают.

Под руководством педагога дети рассматривают настенные росписи, находят муз, присутствующих на состязаниях колесниц, кружащихся в танце, надевших театральные маски, участвующих в пирах. После выполнения задания необходимо подвести детей к выводу: «В музее сосуществуют разные виды искусства, здесь действительно можно увидеть героев, живших очень давно. Вот почему говорят, что в музее живут Красота и Время».

Четвертая остановка. Олимпийский зал

Воспитатель. В этом зале нас встречают боги и герои. Скажите: откуда они пожаловали к нам? Может, это герои русских сказок? (Ответы.) Конечно, родина этих героев - не Древняя Русь, а Древняя Греция. За несколько веков до нашей эры в Древней Греции существовало искусство, которое теперь мы называем античным. Буквально это слово означает «древний». Античное искусство ценно тем, что пронизано радостью жизни, верой в красоту и величие человека. Такое искусство могло быть создано только свободными людьми.

Такими и были жители древнегреческих городов. Их идеалом стал образ человека-гражданина, гармонически развитого физически и духовно.

Античных мастеров вдохновляли мифы. В храмах, на площадях и улицах городов стояли статуи, изображавшие богов. Они имели облик физически совершенных людей. Но и в мифах своими поступками боги тоже напоминали людей. В глазах каждого грека боги воплощали красоту, благородство, мужество и разум.

Второе задание богини красоты связано с произведением, которое называется «рельеф» и которое рассказывает о том, как появляется на свет богиня красоты Афродита. Но прежде я вам объясню, что такое рельеф. Это один из видов скульптуры. Ее объемные фигуры частично выступают над плоской поверхностью, на которой они изображены. Пожалуйста, посмотрите внимательно. Подсказкой вам будут музы. Одни помогают Афродите одеться, другая играет на двойной флейте. Такая двойная флейта называется авлос. Молодцы! Нашли.

Чтобы выполнить третье задание, надо опять внимательно осмотреть зал, Обратите внимание: не все боги и герои счастливы и спокойны. Где-то явно назревает ссора, а значит, необходима помощь, и в первую очередь помощь богини красоты. Пожалуйста, найдите тех, кто молча взывает о помощи. (Показ.) Да, это скульптуры Афины и Марсия. Скульптура - одно из самых древних искусств. Подобно живописцу, скульптор передает в своей работе характер человека, его внутренний мир. Чувства человека мы читаем в чертах его лица. Но жест, движение также говорят о его душевном состоянии. Даже складки одежды могут усилить выразительность скульптуры.

Древний миф рассказывает о том как Афина, богиня войны и победы, дочь главного бога - Зевса, нашла флейту и начала на ней играть. Пожалуйста, покажите, как Афина играет на флейте. (Показ.) Но, к несчастью, она увидела, как в ходе музицирования изменяется ее отражение в воде. От негодования щеки ее раздулись. В гневе она отбросила музыкальный инструмент и прокляла каждого, кто осмелится на нем играть. Пожалуйста, изобразите гнев Афины. (Показ.) А что стало с флейтой? Флейту нашел и поднял Марсий - лесное божество. Он научился играть на флейте, да так виртуозно, что посмел вызвать на состязание самого бога красоты Аполлона, за что и поплатился жизнью.

Примечание. Метод пантомимы, пластического выражения информации, крайне важен не только для усвоения материала, но и для углубления эмоционального переживания.

Пятая остановка. Зал эллинизма

Воспитатель. Богиня красоты оценила вашу находчивость и смекалку. Она готова явиться во всей своей красе, если вы выполните ее четвертое задание.

Скажите, какая из этих скульптур олицетворяет красоту? (Показ.) Молодцы! Это действительно статуя Афродиты. Помните древнегреческий миф о том, как царь богов Зевс решил выдать замуж морскую богиню Фетиду за героя Пе-лея? За свадебным столом собрались все олимпийские боги. Гости пели и веселились. Вдруг посреди стола засверкало золотое яблоко. А на нем была надпись: Прекраснейшей».

«Постойте, откуда здесь это яблоко? Кто его принес?» -воскликнул Зевс. «Какая разница? - ответила Гера. - Главное, кто его унесет. Я твоя жена и царица! Ты что, хочешь сказать, что не я здесь прекраснейшая?».

Надо сказать, что древние греки и их боги обожали спорить и соревноваться: кто быстрее всех? кто хитрее всех? кто сильнее всех? И богиня раздора Эрида прекрасно знала, чем эти споры заканчиваются. При чем тут богиня раздора? Ее забыли пригласить на свадьбу. Вот она и обиделась и решила сделать свой подарок - подбросила золотое яблоко с хитрой надписью. Замысел Эриды удался. Афина, богиня разума и честной войны, заметила: «Прекраснейшая - это значит красивая, умная, сильная. Что может быть прекраснее разума и справедливости?». Но тут раздался голос другой богини, Афродиты: «Как забавно! Они спорят о том, кто тут самая красивая. Скажи, Зевс, как зовут богиню красоты?».

Богиню красоты звали Афродита. И Зевс боялся обидеть ее. Но нельзя же обидеть и любимую дочку Афину! И с Герой, женой, тоже ссориться ни к чему. Поискал Зевс глазами Гермеса, лукавого бога сделок, плутовства и обманов, и велел ему отнести это яблоко пастуху Парису.

Представьте, как удивился Парис, увидев перед собой улыбающегося Гермеса с золотым яблоком в руке и трех женщин, закутанных в золотые покрывала. Еще больше он удивился, когда узнал, какую задачу ему предстоит решить.

Выбор Париса пал на Афродиту потому, что она пообещала отдать ему в жены Елену - самую прекрасную женщину на свете. Одного только не сказала Афродита: у Елены был муж - спартанский царь Менелай. Собрал он огромное войско и повел его на Трою, чтобы вернуть красавицу домой. Война была долгой и жестокой. Троя была разрушена и сожжена. И произошло это оттого, что обиженные Парисом богини - Гера и Афина - всячески старались вредить троянцам, а помогала им только Афродита.

В чем же кроется красота Афродиты? Ведь она предстает перед нами без рук, без ярких нарядных одежд. (Ответы.)

Дать определение красоты детям, разумеется, сложно. Важно, чтобы маленькие исследователи привыкали обосновывать свое суждение, постоянно отвечая на вопросы «почему?», «зачем?» и т.д. Задача же педагога - доступным изложением донести до детей идею: скульптура эта - воплощение совершенной женской красоты в силу идеальных пропорций фигуры. Классическая красота ясного и невозмутимого лица создает образ высокого гармоничного совершенства. И даже утраты, которые причинило творению неумолимое время, не лишили ее красоты и вечного обаяния. А может быть, даже наоборот, придали еще больше таинственности и загадочности.

В зале эллинизма уместно изложить миф о Пигмалионе и Галатее, о легендарном скульпторе, царе Кипра, влюбившемся в изваянную им статую: «Легенда гласит: когда-то, очень давно жил в Древней Греции скульптор. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской. Его имя было Пигмалион. Долгие дни создавал он статую девушки, которую назвал Галатеей. Статуя получилась такой необычной красоты, что скульптор влюбился в нее. Он очень хотел, чтобы мраморная Галатея ожила, и богиня Афродита, сжалившись над ним, оживила ее. Наверное, эта легенда возникла потому, что древние греки созерцали вокруг себя прекрасные творения мастеров и мрамор статуй казался им теплым и живым».

Важно подвести детей к выводу: любовь способна вдохнуть жизнь в мертвый, холодный камень, а красота без любви бессильна и мертва.

Воспитатель. У красоты есть одно коварное качество: она непостоянна, изменчива, как само время. Перелетает от одного человека к другому: изменяется сама и меняет ее обладателя. Пожалуйста, внимательно всмотритесь и постарайтесь найти скульптуру, которая доказывает: красота неуловима. Это уже пятое задание богини красоты. (Показ.) Правильно, неуловимую красоту представляет богиня победы Ника. Когда-то она стояла на высокой скале. У нее не сохранились ни голова, ни руки. Но, несмотря на это, мы ощущаем ее стремительное движение вперед. Складки одежды, трепещущие от ветра, еще больше подчеркивают порыв и волнение, которыми охвачена Ника.

Здесь педагог вновь предлагает детям выполнить пластическое упражнение - изобразить летящую статую, показать, как стремительно перелетает красота от одного исполнителя к другому. А затем обобщает: «Изобразить движение, полет непросто. Это сложная задача. И решали ее художники в разные времена так, как представляли. А помогали им справиться с этой задачей и богиня красоты, и мастерство, и вдохновение...».

Шестая остановка. Первый этаж. Маски мумий

Воспитатель. Вы не забыли, что музей -это машина времени? А значит, мы можем путешествовать по разным эпохам. В этом зале представлены маски мумий. На нас смотрят изображения, представляющие совсем другое время. Пожалуйста, подумайте и поразмыслите (это шестое задание): поменялось ли представление о красоте? (Ответы.)

Педагог должен объяснить детям: облик человека, его представление о себе и времени, о красоте и гармонии многообразны. Один из примеров - мумии, портретные изображения умерших. Вот почему так важно и интересно находить потаенные ключи к этим загадкам времени, расшифровывая скрытые в них смыслы.

Седьмая остановка. Греческий дворик

Воспитатель. Настала пора прощания с музеем, с богиней красоты, с музами -ее верными помощницами, с богом времени Янусом, присутствующим здесь невидимо, но постоянно. Но богиня не желает отпускать нас, пока мы не выполним ее последнее - седьмое задание. В этом Греческом дворике на нас смотрят разные боги (скульптуры богов в верхней части дворика, на пьедестале). Наша задача - найти саму богиню, которая сегодня сопровождала нас в путешествии. Подсказка: в ее руках яблоко - плод, который сыграл в истории роковую роль. Молодцы! Богиня эта - Афродита. Попрощаемся с ней. В заключение педагог еще раз совместно с детьми подводит итог занятия-размышления: «Музей - дом, где царствуют Красота и Время, где оживают мифы, легенды, сказки., происходят разные чудеса. Но это случается лишь в том случае, если мы умеем думать, размышлять, видеть и слышать».



https://tecsapharm.ru диспенсер масла и топпингов для коутера.

Дата: 14.09.09

Оценить статью: 1 2 3 4 5 Текущий рейтинг: 4

R.W.S. Media Group © 2007-2016, Все права защищены

Все материалы, размещенные на сайте взяты из открытых источников, либо с разрешения первоисточников. Если Вы являетесь автором какого-либо материала сайта и более не желаете видеть свой труд опубликованным здесь - сообщите нам и мы удалим этот материал. Если же вы хотите предложить к публикации новые материалы - с удовольствием рассмотрим Ваше предложение.