Наш спонсор - Студия красоты Миладонна: Маникюр в Ульяновске. Качественный маникюр, ресницы и наращивание ногтей в комфортной обстановке.
Запись по телефону +7 (8422) 99-94-99
5 последних статей:
 
5 самых популярных:
 
Рекомендуем:


Быстрая навигация: Все статьи > Развитие ребенка, обучение

Дошкольное образование, о федеральном эксперименте

занятия с детьми


Отдел дошкольного образования - структура Федерального института развития образования (ФИРО) - проводит эксперимент в 29 регионах Российской Федерации. В нем принимают участие 210 образовательных учреждений. Основная цель эксперимента - изучить процесс реализации основного содержания образования в группах старшего дошкольного возраста; изучить сложившуюся ситуацию и степень подготовки образовательных учреждений согласно требованиям новой федеральной нормативно-правовой базы.

Отметим: во всех дошкольных учреждениях (а в эксперименте принимают участие 150 детских садов и детских садов комбинированного вида, 30 центров развития ребенка, 12 общеобразовательных школ, работающих с детьми дошкольного возраста, 8 учреждений дополнительного образования, 10 групп кратковременного пребывания детей. Всего 350 групп, более 7000 детей в возрасте от 5 до 7 лет) реализуется базовое содержание дошкольного образования. В качестве ориентира и для педагогов, и для работников управленческого звена выступает Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. Подкрепляется Программа комплексом методических пособий и рекомендациями, направленность которых - создание развивающей предметной среды в группах старшего дошкольного возраста. (Авторы Программы

- коллектив Отдела дошкольного образования ФИРО.) Программа реализуется в течение одного-двух лет. Временной промежуток определяется зависимостью пребывания ребенка в дошкольной образовательной группе.

Результаты первого года - 2007/08 учебный год - показали: эксперимент развивается в двух направлениях. Первое охватывает организационно-управленческое видение инновационной деятельности по апробации системы подготовки детей к школе. Задается региональными кураторами экспериментальных площадок. Второе направление обобщает результаты апробации основного содержания развития детей физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического. Анализ материалов показал: всех участников эксперимента волнуют одни и те же проблемы. Назовем некоторые.

Речь идет, во-первых, о доработке Программы в целом; в частности, недостаточно представлен такой вид продуктивной деятельности, как конструирование. Общеизвестно, как значим этот вид и для общего развития ребенка, и для становления важнейших предпосылок учебной деятельности: пространственных представлений, умения анализировать образцы и схемы, работать по инструкции, определять замысел своей деятельности и реализовывать задуманное, учитывать заданные условия и контролировать процесс деятельности и др. Во-вторых, подняты вопросы общего характера. Связаны они с распределением программного содержания по возрастным группам в рамках единого психологического возраста. Основной вопрос, как реализовать предложенное программное содержание в условиях вариативности форм современного дошкольного образования (одно- и двухгодичное пребывание ребенка в старших возрастных группах в режиме полного и кратковременного пребывания и др.). В-третьих, затронуты вопросы, касающиеся работы тех, кто обеспечивает подготовку детей к школе, в частности вопрос о необходимости сосредоточить основное внимание на психологической готовности ребенка к обучению в среднем учебном заведении (на развитии его социальной и познавательной мотивации, соподчинении мотивов поведения и деятельности, развитии произвольности, формировании речи и способности к обобщению). В-четвертых, подняты типовые проблемные вопросы по основным направлениям развития ребенка, как, например, физическое, укрепление здоровья. Это с одной стороны, с другой -поставлен вопрос о необходимости в перспективе отбирать методики, учитывающие региональную специфику (благоприятные и неблагоприятные климатические условия, традиции и др.), а также тендерные различия и индивидуальные возможности детей. В-пятых, на занятиях познавательно-речевого развития и социально-личностного характера основной акцент должен пасть на формирование у детей умения вести диалог, на индивидуальные познавательные интересы, а также партнерские отношения в деятельности. В-шестых, затронута проблема, связанная с квалификацией педагогов, принимавших участие в апробации Программы. Различный уровень подготовки в перспективе ставит задачи и перед руководителями методической службы и системы повышения квалификации.

Отдельную проблему - и серьезную -для руководителей эксперимента на федеральном и региональном уровнях представила общая ориентация педагогов: нацеленность не столько на решение комплексных программных задач, сколько на составляющие конкретных педагогических технологий (формы, методы, приемы), представленных методическими пособиями. Такой подход нарушает не только целостность восприятия образовательного процесса, задаваемого Программой, но и поиск путей его организации в соответствии с конкретными условиями работы учреждения.

Что касается структуры реализации на практике основного программного содержания. В процессе работы по замечаниям участников удалось выделить следующие блоки. Первый блок. Базовое содержание доступно для претворения его на практике. Второй блок. Базовое содержание вызывает сложности в плане включения его в образовательный процесс. Третий блок. В Программе решены те проблемы, которые возникают на региональном уровне (т.е. учтено местоположение, специфика образовательного учреждения). Четвертый блок. В содержании Программы определен способ дополнения образовательного процесса компонентами его содержания - региональными и авторскими.

Для наглядности приведем обобщенный анализ Программы по таким направлениям, как «Познавательно-речевое развитие», «Формирование элементарных математических представлений». Его провели методические службы. Достоинства: разделы отличаются комплексной представленностью всех задач (увеличено, в частности, время, отведенное на занятия по развитию речи, по ознакомлению с произведениями художественной литературы; выделены новые, интегрированные формы организации образовательного процесса; введены задачи, направленные на развитие у детей логического мышления). Проблемные положения: вызывает вопрос введение «традиций» в установленный режим группы и детского сада и алгоритм работы по развитию речи. Как считают участники эксперимента, алгоритм работы по развитию речи необходимо совмещать с другими видами, оптимально включая его в ритм и режим жизни детей. Наибольший разброс оценок наблюдается по проблемам, затрагивающим специальную подготовку к школе, обучение началам грамоты, формирование элементарных математических представлений. Одни и те же программные задачи представители различных образовательных учреждений считают либо слишком сложными для детей 5-6 лет, либо слишком простыми.

Поставленные проблемы подвигли на создание перспективного планирования, в содержание которого включили задачи познавательного и речевого развития. Если говорить конкретнее, речь идет о формировании у детей элементарных математических представлений с элементами конструирования, о развитии звуковой культуры речи, познавательном развитии в ходе прогулок, ознакомлении с художественной литературой. К этому перечню приплюсовали и организацию проектной деятельности детей, и авторские проекты педагогов, такие, как: «Книга сказок», «У лукоморья», «Вечер пушкинских сказок», «Моя семья», «Книга о природе», «Здравствуйте, цветы!», «Эти удивительные ракушки», «Вода - источник жизни», «Лекарственные растения в жизни человека», «Живое дерево» и др. Естественно, в перспективном планировании учтена и предметно-развивающая среда, т.е. изготовление настенных пан но-моделей, ориентированных на подготовку детей к обучению грамоте, сенсомоторных панно, направленных на развитие речи, звуковой культуры, подготовку руки к письму (использованы материалы И.В. Петровой).

Особо отметим работу в направлении «Социально-личностное развитие ребенка», ту ее часть, что касается сотрудничества детей и взрослых. Сложности возникали в связи с планированием, с необходимостью специально обучать педагогов. Отрадно: результаты той работы, что провели педагоги, учтены С.Г. Якобсон, автором данного направления. Более того, они внесены в содержание методического обеспечения Программы в ходе второго года эксперимента.

Какие еще проблемы на сегодняшний день предстоит решить? В первую очередь те, что затрагивают способы внесения в образовательный процесс региональных и авторских компонентов содержания образования. Дело в том, что выбранное в регионе направление порой становится доминантой. Чаще всего выливается оно в преувеличенное внимание к тем или иным формам организации образовательного процесса, или отдельным коррекционным программам, или региональному содержанию.

В обобщенном виде отметим некоторые результаты первого года эксперимента. Его итоги более развернуто отражены на страницах сборника «Подготовка детей к школе в условиях дошкольного образования», изданного Федеральным институтом развития образования. Материалы были также представлены на Всероссийском конкурсе творческих достижений участников эксперимента (2008 г.). Его призерами стали детские сады Ставропольского и Краснодарского краев, Республики Татарстан, Вологодской области, городов Москва, Тольятти, Новоуральск. Магнитогорск, Череповец, Салехард, Муравленко, Раменское. Опыт работы этих учреждений опубликован в различных педагогических периодических изданиях.

Что запланировано, и не только запланировано, но и проводится в ходе второго года эксперимента?

1. В новую редакцию Типового положения о дошкольном образовательном учреждении в качестве основополагающей структурной единицы введено понятие -группа детей дошкольного возраста». Ее суть: каждое учреждение самостоятельно разрабатывает свою образовательную программу на основе Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста и федеральных государственных требований к структуре этой Программы и условиям ее реализации. Но при этом настоятельно рекомендуется в содержании учитывать особенности психофизического развития детей, возможности каждой группы, ее направленность.

2. В связи с тем что дети имеют возможность посещать различные образовательные учреждения - группы кратковременного пребывания, детские сады - в течение нескольких лет или только года, следует отработать образовательное содержание, обеспечив основные линии развития дошкольников (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) в различных условиях групп.

Деятельность образовательных учреждений, входящих в экспериментальную площадку, проходит в два этапа. Задача первого этапа, проанализировать:

а) социокультурную ситуацию, в которой находится ребенок 5-7 лет, посещающий дошкольное образовательное учреждение;

б) то, как осваивают дети содержание образовательной программы; выделить типичные проблемы, затрагивающие вопросы воспитания и развития. Задача второго этапа - определить педагогические условия, технологии, обеспечивающие решение выделенных проблем.

Рассмотрим более подробно содержание первого аналитического этапа. Одним из значимых оснований для конструирования образовательного процесса в каждом учреждении должно стать создание «портрета группы детей старшего дошкольного возраста». Что при этом должно подвергаться анализу? Во-первых, то, как усваивают дети содержание Примерной общеобразовательной программы (т.е. каковы их представления, формируемые в различных образовательных областях, умения - физические, интеллектуальные, практические; какова способность решать поставленные задачи - однозначные и творческие). Как это претворить на практике? С помощью набора педагогических проб, а также наблюдений.

Во-вторых, анализируются те результаты образования, которые нельзя подвергнуть формализованной диагностике. К ним относят особенности социально-личностного развития детей. Связаны эти особенности с теми факторами, что лежат за стенами образовательного учреждения (культурными, демографическими, специфически семейными и др.).

В-третьих, анализируется целостная характеристика группы, где учитываются не только особенности участников образовательного процесса - детей, педагогов, родителей, но и такие объективные обстоятельства, как вид учреждения, приоритетные направления его деятельности, различные условия образовательного процесса.

В чем основная цель? По существу анализ должен стать частью создаваемой учреждением модели образовательного процесса. Модели, с помощью которой можно избежать некоторых общих проблем. Чтобы не быть голословными, укажем их на примере одного московского детского сада, где экспериментом охвачены две старшие группы: традиционная подготовительная к школе (дети 6-7 лет; режим работы - 12 часов 5 дней в неделю) и группа кратковременного пребывания «Будущий первоклассник» (дети 5-7 лет; режим работы - 3 часа в день 3 раза в неделю). Посмотрим, как претворяется на практике Примерная образовательная программа во второй группе.

Раздел «Здоровье и физическая культура». Основные проблемы: в семье не соблюдают режим дня; дети перегружены дополнительными занятиями; не развита координация крупных и мелких движений; не сформирована правильная осанка.

Раздел «Развитие». Основные проблемы: не сформировано ответственное отношение к выполнению правил; отсутствует желание качественно выполнять и завершать работу; умение работать по образцу, слушать и слышать словесную инструкцию взрослого; не сформированы навыки и т.д.

Анализ работы в группе 6-7-летних детей, второй год обучающихся по Примерной общеобразовательной программе, показал: дети достаточно развиты и физически, и познавательно, и художественно-эстетически. Проблемы: испытывают трудности в ориентировке в пространстве (50%), в рисовании и лепке по замыслу (55%), в умении решать задачи, касающиеся способности произвольно регулировать деятельность, и др.

Совершенно иная картина по всем направлениям предстала в группе кратковременного пребывания тех, кто впервые поступил в детский сад: дети не могли назвать ни членов своей семьи (71%), ни времен года (100%); не показали знаний в области лепки (86%) и рисования ни по образцу, ни творчески (71%), не приучены убирать за собой игрушки, личные вещи (100%).

Еще примеры. Речь идет о подготовительной к школе группе детского сада компенсирующего вида (посещают дети, страдающие аллергодерматозами). Анализ данных показал, сколь высок уровень познавательно-речевого и художественно-эстетического развития, владения основами культуры здоровья, поведения. Это с одной стороны, с другой - более низок уровень как физической подготовленности, так и психофизических возможностей. Основная проблема: неуверенность в собственных силах. На наш взгляд, причина тому - двойственная позиция родителей: сочетание повышенных требований и нагрузок в связи с дополнительной подготовкой к школе и постоянной тревоги за состояние здоровья ребенка. Результат: у детей наблюдается значительное психическое напряжение.

Иная картина предстала в группах старшего дошкольного возраста другого учреждения. Анализ показал: у детей достаточно высок интеллектуальный и художественно-эстетический уровень развития при средних показателях физической подготовленности, отмечаются проблемы в воспитании доброжелательных отношений и сотрудничества, нежелание использовать формы речевого этикета, отсутствие желания действовать самостоятельно.

О чем говорят приведенные показатели? Очевидная разница, скажем так, в «портретах» старшего дошкольника должна нацеливать педагога на поиск путей реализации инвариантного компонента содержания образования.



Дата: 14.09.09

Оценить статью: 1 2 3 4 5 Текущий рейтинг: 4

R.W.S. Media Group © 2007-2016, Все права защищены

Все материалы, размещенные на сайте взяты из открытых источников, либо с разрешения первоисточников. Если Вы являетесь автором какого-либо материала сайта и более не желаете видеть свой труд опубликованным здесь - сообщите нам и мы удалим этот материал. Если же вы хотите предложить к публикации новые материалы - с удовольствием рассмотрим Ваше предложение.