5 последних статей:
 
5 самых популярных:
 
Рекомендуем:


Быстрая навигация: Все статьи > Развитие ребенка, обучение

Влияние компьютерных игр на детей


Источник: Agushi.ru

Об играх на компьютере ведутся оживленные дискуссии между психологами и родителями по всему миру. Сейчас стремительно развивается компьютерная сфера, и она близка каждому из нас: мы применяем компьютер ежедневно, и малыш постоянно видит перед собой технику и, конечно, интересуется ею. Как же компьютерные игры влияют на развитие детей?

Игры на компьютере и их разновидности

Существуют не только игры, которые просто развлекают детей, ведь многие виды игр носят обучающий характер и преподносят учебный материал особым образом, так что ребенку становится интересно изучать информацию. Обычно такие игры не создаются по образовательным программам, но они способствуют улучшению памяти ребенка, его возможности быстро считывать и обрабатывать информацию. Например, это игры, в которых задействуется логика. Но многие специалисты отмечают, что любые игры, даже если они не преследуют образовательных целей, помогают ребенку освоить знания в различной области, приобрести навыки.

В прошлом веке к развлечениям для детей многие психологи относились с пренебрежением, считая, что они вредят детям, так как при этом малыши бездумно тратят время. Здесь идет речь не только о компьютерных играх, но и о любых игровых мероприятиях, которые призваны развлекать детей. Специалисты в настоящее проводят анализ требований, которые должны соблюдаться создателями обучающих программ, подразумевающих использование компьютеров в учебе. Но сейчас, как всем известно, чаще дети используют компьютеры для игр другого характера. Специалисты  тщательно анализируют и эту сферу, ведь ПК сейчас есть в каждой семье, и обычные, «живые» игры сейчас для детей едва знакомы, потому что они много времени проводят за компьютером, точнее, за видеоиграми.

Еще около 25 лет назад западные психологи проводили исследования, изучая, как на видеоигры влияют на детей. Теперь же эта тема стала более чем актуальна, ведь в последнее время играть дети стали больше, причем характеристики игр с тех времен заметно изменились.

Как проходит изучение специалистами данной темы?

В основном сейчас исследовательские работы направлены на определение особенностей развития детей в двух направлениях:

  • социальная адаптация;
  • познавательное развитие.

Специалисты отмечают, что дети с разным характером предпочитают различные игры. Несомненно, игры вызывают привыкание, и сейчас они прочно заняли свое место в жизни современных детей – зачастую многие из них только так и проводят свой досуг. В конце прошлого века специалисты выделили два типа мотивов, которые вызывают у детей желание постоянно играть в компьютер:

  1. Получение удовольствия от процесса игрового мероприятия. При этом дети удовлетворяются тем, что достигают своих результатов, обходя других соперников. Если ребенок играет с такой целью, то он вполне адекватно ведет себя, общается с друзьями, а играет в компьютер лишь когда хочет отдохнуть.
  2. Эскапизм. Это неосознанное привыкание, когда человек часто выпадает из реального мира и практически живет в игре. Изучением такого типа мотива заняты не только специалисты в области психологии, но также психиатры.

Почему же дети чрезмерно увлекаются компьютерными играми? В основном этому подвержены те, кто не может решать возникающие в жизни проблемы, пытаются уйти от них. Это касается сложных ситуаций в ежедневной жизни, например, плохих отношений с родственниками и ровесниками, неспособностью хорошо учиться. Тогда у детей возникают стрессовые состояния, они чувствуют себя беспомощными и пытаются уйти от всего, погрузившись в виртуальный мир. В таких случаях больше всего времени ребенок проводит за компьютером, не интересуясь больше ничем. Тут важно внимательно отнестись к такой проблеме, воспользоваться рекомендациями психолога.

Больше всего внимание специалистов привлекает то, что большое количество инновационных игровых программ содержит элементы агрессии. Конечно, это замечают и многие родители. Но здесь есть противоречия, так как не все считают такие игры вредоносными. Некоторые специалисты утверждают: благодаря виртуальным играм ребенок может выпустить отрицательные эмоции, которым он не мог бы дать свободу при людях (злость, гневные вспышки). Как говорят исследователи, это помогает детям избавляться от негатива. Но все же большинство специалистов обеспокоено тем, что самые распространенные игры сейчас очень агрессивные и жестокие, что влияет на детей не самым лучшим образом.

В чем суть влияния компьютерных игр на детей?

Эта сфера также имеет противоречия насчет того, как взаимосвязаны количество времени, которое уходит на игры у ребенка, и его самооценка, поведение, жизненные достижения. Если взглянуть с одной стороны, то виртуальный мир поддерживает ребенка, дает ему возможность достичь цели, самоутвердиться. Но опять же, есть и негативная сторона: из-за увлечения играми у детей часто возникают проблемные ситуации в обществе, так как дети изолированы от реальности и уходят от нее, а потому не умеют разрешать проблемы. Хотя и тут есть другая сторона – у детей, которые интересуются играми, появляются общие интересы с ребятами, которые также любят играть. Тогда они не лишены общения, потому что активно обсуждают особенности игр и соперничают с друзьями.

Исследовательские работы позволили сделать вывод о том, что часто играющие в компьютер дети выделяются из общества своих ровесников: они в большей мере активны, имеют завышенную самооценку и зачастую резки. Также у многих из них выявлена принципиальность. Исследователи (Дастман Гольдштейн) сообщили, что видеоигры помогают развивать память, моторику, воспринимать окружающий мир, даже становиться внимательнее. Для этого были проведены эксперименты, в которых участвовали дети различного возраста, не только здоровые, но и имеющие отклонения (ДЦП, проблемы с функционалом мозга). Нельзя не обратить внимание на еще один фактор – люди, играющие в компьютер, лишены связи с социумом, поэтому они ведут себя отрешенно.

Американцы, исследующие взаимодействия детей с компьютерной техникой, выделили полоролевые стереотипы. Как и многие прочие виды техники, компьютеры больше используются мужчинами, именно они в их больше разбираются. Так и с играми – чаще играют и становятся зависимыми мальчики, чем девочки.

Интересно, что с самого начала игры ориентировались на мужчин и их поведенческие факторы. Один из исследователей, Дж. Провенцо, изучил 47 игр и выяснил, что в них 115 мужских образов, слабый пол же был представлен лишь в 9 образах. При этом все они были не активными действующими лицами, а скорее пассивными, их в основном спасали мужчины. Поэтому поведенческие факторы в основном в играх заложены именно мужские, и мальчики, обсуждая игры с ровесниками, пользуются этим как возможностью доказать свое превосходство, завоевать благорасположение одноклассников.

А вот с женским полом происходит далеко не так – его представительницы редко интересуются компьютерными играми и в основном, если и играют, то отдают предпочтение не таким жестоким играм, и тут есть заметные различия – игры для девочек не так явно настроены на выигрыш. Правила у них в основном не отличаются особой сложностью, сюжеты более приближены к реальности, а настрой у игр позитивный. С играми для мальчиков все по-другому – они заставляют игроков стремиться победить, правила там более жесткие, сюжеты больше фантастичны, а сама игра  настраивает на проявление агрессии. Но не все игры можно поделить по полоролевым признакам, есть и нейтральные игровые программы, и их даже рекомендуют детям, потому что играть в них может ребенок любого возраста и пола без влияния на его поведение и характер.

С  какого возраста малышу можно разрешать играть в компьютерные игры?

Сейчас игры разрабатываются для малышей с трехлетнего возраста, в основном они направлены на развитие. В чем же основная проблема игр на ПК? Явный ее недостаток – торможение развития образно-ролевой игры, которая имеет огромное значение, ведь она влияет на формирование навыков сюжетно-ролевого вида игровых мероприятий для детей дошкольного возраста. Замедление развития выражено в том, что дети не занимаются созданием собственной роли, им приходится управлять в игре уже созданным персонажем. Поэтому дети попросту сливаются с образом героя и не могут полноценно реализовать себя, что приводит к отсутствию способности фантазировать, и в итоге общаться с людьми в реальности им трудно. Поэтому термин «игра», возможно, и нельзя относить к компьютерным развлекательным программам, ведь игры, как считают психологи, призваны развивать ребенка, но никак не тормозить его развитие.

В чем состоит позитивность применения ПК детьми? Многие игры действительно являются играми и помогают детям развивать воображение, логически мыслить. При этом малыш должен воспользоваться предоставленными компьютерной техникой возможностями, моделируя самостоятельно облик действующего лица. Это заставляет детей анализировать, какой персонаж должен выполнять какие-то определенные функции. Но отметим, что все же традиционные игры без компьютера выбросить из жизни детей нельзя – они в большей степени помогают ребенку играть разные роли, полноценно чувствуя себя воплощенным героем и включая в мероприятие свою фантазию.

Несомненно, инновации – штука полезная, и она во многом меняет нашу жизнь, что касается и взрослых, и их детей. С помощью компьютера дети получают возможность самосовершенствоваться, учатся управлять техникой, а это вскоре им пригодится. Однако вам нужно будет обязательно контролировать своего ребенка, не давать ему большую часть своего времени проводить за компьютером. Старайтесь ежедневно гулять с ним и играть в традиционные игры, без применения техники.





Дата: 12.05.10

Оценить статью: 1 2 3 4 5 Текущий рейтинг: 1

R.W.S. Media Group © 2007-2016, Все права защищены

Все материалы, размещенные на сайте взяты из открытых источников, либо с разрешения первоисточников. Если Вы являетесь автором какого-либо материала сайта и более не желаете видеть свой труд опубликованным здесь - сообщите нам и мы удалим этот материал. Если же вы хотите предложить к публикации новые материалы - с удовольствием рассмотрим Ваше предложение.